Вход в ювелирную сеть
регистрация
Ювелирные изделия (каталог брендов)
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z

Благородные металлыВиды золотаВиды обработки драгоценных камнейДрагоценные и полудрагоценные камниПробы золотаЮвелирный инструмент

Кабошон



 Кабошон является одним из самых древних видов обработки драгоценных камней, который появился, как только у человека появилось желание украшать себя различными самоцветами. Слово «кабошон» имеет французское происхождение и в дословном переводе означает «гвоздь со шляпкой». 

При выборе ювелирного камня ориентируются на два основных показателя. Это игра камня и его цвет. При наличии таких  характеристик изделие выглядит особенно ярко и привлекательно. Игра камня зависит от оптических свойств материала и, как правило, возникает благодаря элементам-хромофорам, которые являются составным компонентом его химического состава. Огранка фасетами - это наилучший способ продемонстрировать игру самоцвета. При такой обработке свет попадает на грани, расположенные сверху, проникает внутрь камня и отражается от нижних граней. При этом он существенно изменяется, его спектр, в зависимости от оптических качеств минерала, становится шире. 
Ювелирный камень обрабатывается кабошоном, в случае, если нужно подчеркнуть его красивый цвет. Такая форма обработки предполагает формирование округлой выпуклой формы в верхней части самоцвета, а нижняя часть, как правило, отшлифовывается и становится плоской. 
Кабошон был единственным известным методом обработки камней в период античности и раннего средневековья. Но с наступлением эпохи Возрождения более распространенной стала фасетчатая огранка, и только в России кабошон оставался основным способом обработки  драгоценных, полудрагоценных и поделочных камней. Именно российские мастера на протяжении длительного времени, почти до петровских времен, продолжали развивать и совершенствовать византийские традиции. При этом они старались сохранить первоначальный размер и форму самоцвета. Но уже к 20 веку кабошон перестал применяться для чистых и прозрачных камней, и он считался методом обработки полупрозрачных или вовсе непрозрачных поделочных камней.
 
Однако, несмотря на это, в современном ювелирном деле, очень часто используют кабошон, а именно в случаях, если нужно подчеркнуть цвет камня. Все внимание концентрируется именно на этом качестве, без отвлечения на игру граней.
С помощью кабошона темный камень можно сделать более светлым. Для этого нижняя поверхность делается вогнутой. В если, наоборот, нужно увеличить яркость цвета, сделать его более насыщенным, то делаются двойной кабошон с выпуклой нижней частью, в результате чего создается видимость свечения камня.
Существует также эффект астеризма, который проявляется в сапфирах и некоторых других камнях. Этот эффект наилучшим образом смотрится именно в кабошонах, так как при других формах обработки самоцветов, он практически не будет проявляться.
В первоцветных яшмах, хризоколле, полосчатых агатах и некоторых других камнях прекрасно проявляются декоративные характеристики текстуры, в частности рисунка и пейзажности. Это становиться возможным благодаря выпуклой форме самоцвета, возникающей в результате кабоширования.
Как правило, присутствие в камне различных включений и других неоднородностей, считается дефектом и существенно снижает стоимость изделия. Он в кабошоне это не так, так как они могут стать  фокусом рассеивания, в результате чего возникает удивительная игра света внутри камня. Такая игра выигрышно смотрится только в кабошоне. 
Существуют также драгоценные камни, не имеющие никаких дефектов, но, все же, непригодные ни для какой из форм огранки. К таким камням относится полупрозрачный аквамарин в форме халцедона, для обработки которого применяют кабошон. Таким образом, получается исключительно красивый камень, который пользуется большой популярностью среди знатоков ювелирного дела и обычных покупателей.
На известной Базельской выставке, проходящей в Швейцарии, можно увидеть  высококачественные украшения из белого золота, на которых главный акцент делается на аквамарин голубого цвета, обработанный кабошоном, который окружают множество бриллиантов различных размеров. Иногда по замыслу дизайнера, кабошоном обрабатывается даже качественный изумруд, имеющий очень высокую стоимость. Эти примеры еще раз свидетельствуют о том, что кабошон пригоден не только для камней низкого качества, но и применяется для обработки дорогих и качественных самоцветов. 



Изделия Новости Ювелирный каталог Магазины Мастерские Статьи Ювелирные выставки Справочник Ювелирная сеть Форум Контакты